Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»
Задание № 1. Анализ дестабилизации факторов семейного благополучия и поиск ресурсов для успешного преодоления семьей проблем и трудных жизненных ситуаций
Факторы благополучия и стабильности семейных отношений Основные проблемы, возникающие в связи с отсутствием или недостаточным развитием того или иного фактора
1. Категория семей (семьи с детьми-инвалидами)
Факторы:
1.Психологический фактор.
Благоприятная атмосфера в семейных отношения не может быть без взаимоуважения, ответственности друг перед другом и самообладания.
2. Материальные ресурсы.
Наличие благоприятных жилищных условий, автотранспорта, бытовой техники, специальные жилищные условия, адаптированные для проживания ребенка - инвалида.
Приобретение практического навыка выполнения медицинских манипуляций, получение путевки в санатории, реабилитационные центры, по необходимости госпитализация.
3. Трудовая стабильность.
Вслед за материальными ресурсами большую значимость имеют экономические, представляющие собой заработную плату, пособия и выплаты.
4. Фактор социализации.
Работа с семьей, направленная на приспособление, адаптация человека к социальной реальности, для нормального функционирования общества.
5. Соматический уровень
Участие в реабилитационной программе, которая должна включать работу психолога с ребенком, с супружеской парой, с родственниками и с семьей в целом.
6. Фактор поддержки государства
Учреждения и кадры, специализирующие на благополучии семей с детьми инвалидами в регионах и доступности в сельских местностях.
1. Психологическое здоровье родителей, проявляющее в снижении эмоционального тонуса, оказывает разрушающее действие на психику. Деформируется сложившийся стиль внутрисемейных отношений членов семьи с окружающим социумом, и как следствие – нарушение функции семьи. Особенно подвержены эмоциональному воздействию женщины.
2. Проблемы с жильём, финансовые трудности, сложности ведения быта подвергают такие семьи в непреодолимые задачи. Решение постоянных задач по покупке продуктов питания или. лечебных смесей, поддерживающих лекарств, расходных материалов. Необходимая одежда, обувь, самой простой мебели, предметов бытовой техники. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида – отсутствуют отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные. Частая практика на телевидении открытие сборов на проведении операции, лекарств. Все это требует больших денежных средств, а основная часть семей располагает весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности.
3. Вынужденное сокращение рабочего дня, смена работы, потеря заработной платы, снижение материальной обеспеченности.
Возможно только отец имеет работу, а жена занимается уходом за ребенком. Иногда в качестве подработки мать занимается декоративно-прикладным трудом на дому, репетиторством, работой на компьютере. В случаях, если семья неполная, работает одна мать.
4. Отсутствие помощи для корректной адаптации семьи к социальной реальности, часто приводит отсутствию общения с друзьями, знакомыми по причине характерных особенностей состояния и развития ребенка. Влияют и психологические установки самих родителей (страха, стыда). Это также оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Не исключено, когда подобная ситуация сплачивала семью.
5. Стрессовая ситуация в результате комплекса непреодолимых психических расстройств у ребенка, может вызвать различные заболевания членов семьи.
6. Большинство городов России испытывают острый недостаток в учрежденьях и квалифицированных специалистах, занимающихся профилактикой и регулированием брачно-семейных отношений в семьях с детьми-инвалидами. Данная проблема не может не сказаться на количестве семейных конфликтов и уровне разводов.